Серьезный базар

XXII конгресс Международного союза архитекторов (МСА) проходил под лозунгом «Города. Большие базары архитектуры». Стамбул принял тысячи архитекторов из различных стран, которые собрались здесь для того, чтобы обсудить свою работу. Для многих участников слово «базар» ассоциируется больше с чем-то хаотичным, а не с обменом опытом.

Главные события происходили в так называемой «долине Конгресса», состоящей из корпуса архитектурного факультета Технического университета Стамбула и комплекса Выставочного центра. Кроме «долины», большое количество экспозиций были рассредоточены по городу. Среди них – наиболее запоминающаяся выставка Light is More Кампо Баэза в великолепном пространстве старой базилики Святой Ирины, с интерьером которой так хорошо сочетается рафинированная и лаконичная архитектура этого испанца.

Также две интересные выставки были также расположены в древних византийских строениях. «От футуризма к возможному будущему» знакомила с историей итальянской архитектуры последних ста лет, демонстрируя посетителям планшеты и авторские макеты наиболее ярких работ представителей этой страны, начиная с Антонио СентЭлия и заканчивая Манфреди Николетти и Массимилиано Фуксасом.

Рядом была организована экспозиция, представляющая лауреатов премии Миса ван дер Роэ – авторов 32 самых оригинальных построек года, вошедших в шорт-лист, а также лауреата этой награды – Рэма Колхаса за Посольство Голландии в Берлине. На конгрессе много говорили о конкурсах, проведенных МСА.

Среди них – Большой музей Египта, «Экоцентр» в Бусане, штаб-квартира НАТО в Брюсселе, Парк Свободы в Претории, Парк «Хеллеником» в Афинах, градостроительное планирование Порт-Луиса на Маврикии и других. Многие из них, помимо профессиональной категории, имели и студенческую, в которой могли участвовать и недипломированные архитекторы. Организаторы также представили результаты конкурса «Чествование городов» (A Celebration of Cities).

Гран-при разделили два коллектива из Италии. Первый представил проект «Объединение Милана», в основе которого – реновация 20-километровой кольцевой дороги в 40 м шириной, отделяющей исторический город от новых районов. Авторы предложили сделать ее широким общественным бульваром, дополнив велосипедными дорожками и местами для отдыха.

Оригинальное полосатое цветовое решение делает дорогу похожей на гигантскую застежку-молнию, символизируя объединение двух частей в единую городскую ткань. Второй коллектив разработал проект «Тропы света» для Генуи. Парк Джардини Балтимора называют «зелеными легкими» города, однако жители чувствуют себя в нем небезопасно, особенно ночью.

Авторы предложили реабилитировать его, создав оригинальную систему освещения и новые зоны для отдыха. Особый дизайн фонарей в виде силуэтов деревьев позволил сделать их частью ландшафта, не меняя облик парка днем и превращая его в удобное и безопасное общественное пространство в темное время суток.

Организаторы, ободренные большим количеством присланных работ, объявили новый конкурс под названием «Идея для города». Архитекторам и студентам предложено представить новые градостроительные идеи. Более подробно о конкурсе можно узнать на сайте delovoy-kvartal.ru.

На каждом конгрессе вручается золотая медаль МСА, которая является одной из наиболее престижных наград, уступая, пожалуй, лишь премии Притцкера, да и то из-за отсутствия необходимой PR-кампании и не слишком частых торжественных церемоний.

На этот раз золотую медаль получил Тадао Андо, встав в один ряд с предыдущими лауреатами – Ренцо Пиано, Рафаэлем Монео, Фумихико Маки, Чарльзом Корриа и другими. Андо, один из наиболее загадочных архитекторов современности, был награжден «за совокупность заслуг».

Тем не менее, жюри отметило его хрестоматийный проект небольшого дома в Сумиоши (Осака), в котором ему удалось «создать микрокосмос, пространство невероятной простоты, абстрактное и насыщенное, находящееся в гармонии с окружением и сделанное с особым вниманием к каждой детали и качеству строительства из бетона».

Хотя лекция Андо несколько разочаровала поверхностным изложением и показом всем известных работ, толпа еще долго не отпускала легендарного японца. От такого обильного проявления чувств его спасла охрана, оттеснив многочисленных поклонников. Видимо, мода на Японию повлияла и на выбор места проведения XXIV конгресса МСА – им стал Токио.

Организационный комитет возглавит Фумихико Маки – представитель поколения больших японских мастеров, включающего Кендзо Танге, Кионори Кикутаке, Кишо Курокава. На конгрессе также была вручена премия Жана Чуми, которой отмечают наиболее авторитетных авторов книг и редакторов журналов по архитектуре.

На этот раз премию разделили знаменитый Питер Дейви, более 25 лет возглавлявший старейший и наиболее популярный в профессиональной среде журнал Architectural Review, и ведущий специалист по русскому конструктивизму Селим Омарович Хан-Маго-медов, книги которого есть в библиотеке большинства российских архитекторов.

Кстати, в этом году русский был официальным языком конгресса, что во многом облегчало жизнь нашей делегации. Тем не менее конгресс посетило очень мало практикующих российских архитекторов, традиционно апатично относящихся к подобным «общеобразовательным» мероприятиям. В представлении многих МСА – крупная международная бюрократическая организация, не приносящая особой пользы профессионалам.

Оставим за рамками статьи обсуждение этой темы. Однако очевидно, что конгресс является наиболее важным событием международной архитектурной жизни за три года, так как на нем представлены работы архитекторов всех стран, входящих в МСА, а не только западных звезд.

Помимо отличных выставок и семинаров, включающих множество интересных тем – от конструктивных особенностей стальных конструкций до, скажем, специфики спортивных сооружений, всего за четыре дня конгресса лекции прочитали 28 мастеров, среди которых Питер Айзенман, Роберт Вентури, Гленн Меркатт, Кен Янг, Кенго Кума, Зви Хекер, Марио Ботта, Матиас Клоц и Шигеру Бан.

Концентрация профессиональной информации была просто фантастической. Да и просто приятно перекинуться парой слов с Паоло Портогезе в вестибюле отеля и долго вспоминать, как зовут твоего соседа по барной стойке и вдруг понять, что это Уильям Олсоп.

 

Серьезный базар